Существуют персонажи, от которых легко и просто отобрать их собственный образ, их собственную роль. Сегодняшний наш герой является одним из таких персонажей.
Письмо от брата Пётр ждал. Надеялся, что не получит, но ждал с самого конца августа, со своих первых дней новой жизни в столице, когда он только обустраивался в съемной комнате и начинал ходить на первые лекции в университет - знал, что Яков напишет, и что не прийти он не посмеет.
От учебы Пётр многого не ждал, на откровения свыше не надеялся, а вот Петербург посмотреть он хотел, и прижиться тут хотел, словно и, правда, начать что-то заново, в месте, где его никто не знает и не помнит, как пугливого и тщедушного Петрушу Исаева, что с полоумной живет. Но Петя ошибался, что “никто” не знает и “никто” не помнит. Знал, что ошибается и все равно намеренно позволял себе наслаждаться той зыбкой иллюзией полной свободы, которую было так легко поддерживать вплоть до сегодняшнего утра, пока записка (все-таки это не письмо даже, так записка) от брата не оказалась у него в руках. Яков хочет его видеть. Яков приглашает его в гости. Если бы Пётр только мог не пойти… Но он ведь и может? Даже свой пансион сейчас молодой человек получает напрямую от отца, а не через брата. Может ведь?
Конечно, нет. Пётр знает, что он придет. И Яков знает, что его брат придет, и пришел бы даже если бы на листке с его подписью стояло только время и адрес. А тут целых несколько строк выведенных аккуратным ровным почерком. Вот только чувств в этих строчках нет, но есть просьба (приказ) и обещания (ложь). А Петруше все равно, он от чего-то все же рад, что о нем помнят, хоть от волнения и страха начинают подрагивать руки. Он несколько раз жадно перечитывает записку брата и, только когда уже запоминает ее наизусть, кидает в огонь - слабый знак протеста, жест неповиновения. Максимум, на который пока может решиться Петруша. Или уже не максимум? И молодой человек уже может решиться на то, чтобы опоздать. Может решиться заставить Якова Васильевича ждать, чуть-чут спутать ему карты, сбить планы. Да, пожалуй, да, на целых семь минут, хорошо было бы десять, но уже сам Пётр не выдерживает последние три минуты и быстрым шагом подходит к крыльцу петербургского дома брата.
Дом большой, но богытый или нет, Пётр не заметил, а большим дом юноше показался лишь от того, что они долго шли к двери кабинета брата. Они. Да, Петрушу проводила служанка - девушка, которую Пётр совершенно не заметил, думая лишь о том, как ему остаться при брате в своей, уже привычной маске, паяца, как раздражать и насмехаться, как унять волнение и, наконец, почувствовать себя свободным. И все же перед тем, как постучаться к брату и войти в его кабинет, Пётр снимает с голову фуражку и одергивает свой темно-зеленый студенческий сюртук и, конечно, поправляет перчатки, так полюбившиеся юноше еще в последний классах гимназии. Попытка отсрочить встречу? Отсрочка, чтобы собраться с мыслями? Или желание опрятно выглядеть перед братом, чем заслужить его похвалу? Вряд ли последнее. Точно не последнее. Петруша даже хмурится, пытаясь вспомнить, когда брат хвалил его серьезно. Наверное, никогда. Короткий стук в дверь.
-Яков, - Пётр на несколько шагов проходит в кабинет, навстречу брату, слышит, как с шумом за ним закрывается дверь, и на выдохе все же продолжает говорить, хотя и не собирался этого делать. - Васильевич.
Злой на себя за то, что не промолчал, Пётр не позволяет не отвести, не опустить свой взгляд от Якова. Он хотел бы мести, сатисфакции сейчас и немедля, но знает, что не сможет ее потребовать, и эти семь минут опоздания, как и сожженное письмо самое большое на что Петруша может решиться. Разве что улыбнуться еще может, как он научился за последние годы, легко, самодовольно, будто ему легко все дается - прекрасная маска для товарищей, и, наверняка, такая смешная для Якова.